Праздник Успения Пресвятой Богородицы

27 августа 2023 года накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в соборе Святой Троицы города Невель состоялось Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Петр Нетреба, ему сослужил иеромонах Нил ( Лосев). Перед полиелеем на середину из алтаря была вынесена плащаница Пресвятой Богородицы.

В сам день праздника 28 августа протоиерей Петр совершил Божественную литургию. В своей проповеди по окончании богослужения батюшка отметил:

» Дважды на протяжении церковного года Церковь ставит нас лицом к лицу с великим таинством смерти. На Страстной Седмице мы присутствуем при смерти нашего Творца и Спасителя, и сейчас присутствуем при смерти величайшего из Его творений, созданных по образу и подобию Божию – Пресвятой Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы.

Что же такое смерть? «Сон является верующим смерть», – говорит церковная песнь. Эту тайну Христос впервые открыл своим Апостолам, когда сказал им: «Лазарь, друг наш, успе»… Реша убо ученицы Его: «Господи, аще успе, спасен будет». Рече же Иисус о смерти его: они же мнеша, яко о успении сна глаголет» (Ин.11:12–13).

Обычно считают, что сон отличается от смерти тем, что он есть нечто временное, после сна всегда наступает пробуждение. И мы веруем, что после смерти и Воскресения Спасителя смерть преодолена и побеждена Им, и нас всех ждет всеобщее Воскресение. «Где ти, смерти жало?» Смерти больше нет, а есть сон – успение. «Всяк веруяй в Мя не умрет во веки» (Ин.11:26).

В празднике Успения Божией Матери отразились очень важные вещи, ведь каждый двунадесятый праздник содержит в себе не только память о событии как таковом, но и внутреннее духовное сокрытое содержание. Событие – умерла Пречистая, Её чистейшую душу Господь взял на руки, о чём свидетельствует церковное сознание в иконе Успения, как мы их пишем. Господь Её душу взял, Её встречают все Ангелы. Это говорит о том, что в церковном сознании есть понимание, что такое смерть. Обычный человек смерти боится, как зверь, как поросёнок, который визжит, когда его уже хозяин готов зарезать. Как все живые существа. Комар старается улететь прежде, чем его разобьют об лоб того человека, чьей крови он только что попил. А христианин живёт жизнью будущего века. И в Успении Божией Матери жизнь будущего века как раз и раскрывается. Мы даже не говорим: «смерть», а говорим: «Успение». Успение допрежь воскресения всех мёртвых. Почему? Она была достоянием одной апостольской христианской общины первого прихода, существовавшего на земле, заняв там особое смиренное место. И Она стала Матерью для всего человеческого рода. Позже даже открылось, что Она всех, кто молится Богу, покрывает Своим молитвенным омофором. И церковное сознание, молясь Богородице, постепенно открыло для себя, что без молитв Богородице вообще спасение невозможно. И Церковь взывает к Ней, как к Самому Спасителю: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Хотя это странно, как человек человека может спасти? Но по благодати это возможно, и это случается. Она Своей душой отошла ко Господу, и Она стала известной на весь христианский мир. Её почитают, Её именуют достойными Ея такими удивительными именами. Такие прекрасные есть церковные песнопения, где чрезвычайно много этих замечательных слов, которые характеризуют Её бессмертную душу.

Если кто-то вдумчиво когда-то с текстом в руках будет присутствовать на отпевании человека, он обязательно почувствует, что отпевание – это прославление христианской жизни человека, который уходит ко Господу. А Богородицы это касается в самом наивысшем смысле. Поэтому скорби нет. Чаще всего на отпевании бывают, конечно, священники. Каждый священник, прослуживший десять лет, всегда приобретает некий опыт того, что когда некоторых людей отпеваешь, возникает радость. А когда мы вспоминаем переход в вечность Матери Божией, у нас не просто радость, а двунадесятый праздник, потому что Она нас не оставила, и нам вообще не о чем скорбеть, но наоборот. И когда кто-то из наших близких умирает, нам совершенно незачем надевать чёрные брюки в обтяжку, а голову каким-то чёрным безобразным гипюром себе затягивать – этот бред пришёл к нам с расхристанного Запада. Мы, христиане православные, всегда отпеваем в белом, потому что когда мы отпеваем человека, мы не скорбим. Для нас это свет и радость. И наивысшая радость открылась нам в Успении Божией Матери. А если возьмём календарь, то большинство праздников, которые связаны с нашими святыми – это праздник их успения. Казалось бы, человек Богу душу отдал из-за какой-то страшной смерти, казни, какого-то противостояния жутким бесовским силам, а для нас – праздник. Почему? Он это всё преодолел. Преодолел и ушёл на небеса у всех нас на глазах. Проходит сто лет, двести, тысяча, две тысячи лет, и мы каждый раз празднуем это событие. Потому что он проложил этот христианский путь. Христос первым воскрес из мертвых, а каждый святой вслед за Ним прошёл этой дорогой. Поэтому апостол и говорит: «Не скорбите» (см. 1 Фес. 4, 13-18)

Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказанье, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего»…

Также в связи с тем что в этот праздник 35 лет назад состоялось рукоположение о. Петра в сан священника клирик храма иеромонах Нил и прихожане поздравили батюшку с юбилеем и преподнесли в подарок образ Первой литургии- Тайной Вечери и цветы.

После чего у храма на улице была организована праздничная трапеза.

Фото: иеромонах Нил (Лосев) ; Евгения и Алексей Бонарь; Елена Витусова

(5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели