Кафедральный Собор Святой Троицы, город Невель

Жизненный путь протоиерея Петра — настоятеля храма Святой Троицы г.Невель

Протоиерей Петр Нетреба

Найти Бога, прийти в Церковь – это, как правило, происходит через духовные искания людей мыслящих. В 60-е годы 20 века этому препятствовала получившая распространение идея преображающего мир прогресса. Тому времени был характерен настоящий культ науки, который подкреплялся реальными достижениями советских ученых и в первую очередь достижениями в освоении космоса. Верующий человек, по словам библеиста С.С. Аверинцева, в то время выглядел «безумцем в глазах окружающих». В среде столичной интеллигенции появился интерес к русской культуре, которая не мыслилась без своих религиозных основ. Но, это — в столице. В глубинку любые нововведения приходят с некоторым опозданием и социальные процессы протекают более сглажено. Поэтому в отдельно взятых регионах сохранился традиционный семейный уклад, где понятие Святая Русь впитывалась с молоком матери, передавалась из поколения в поколение, несмотря на все исторические перипетии, смены исторических эпох и идеологий.
В глубоко верующей семье, на Белгородчине, в начале 60-х годов родился Петр Нетреба. Родители работали в колхозе, а своих детей, которых в семье было восемь, воспитывали в любви к Богу, в послушании и уважении к православной вере. Утренняя молитва, молитва перед трапезой, вечерняя молитва, чтение трех глав Евангелия… Жизнь протекала по православным канонам в стенах родного дома, а вне его мир был другим, где люди живут внешними обстоятельствами (работа, учеба, обязанности) и не задумываются о вечном.
Учеба в школе, служба в армии, работа на заводе – все это проходило в миру, и долгое время для Петра было загадкой, как люди, выросшие и воспитанные вне православных канонов приходят к Богу. Только с годами и опытом общения с людьми к нему пришло понимание, что Господь им открывается разными путями. Чаще всего через трудности и скорби, и не потому, что они испугались беды, а потому, что обратили свой взор во внутрь себя, нашли опору в Боге, поняли, что есть вопросы вечные, на которые отвечает только вера. Реже, но тоже случается, что человек, познав радость и придя в церковь, услышав слово Божие, почувствовал Бога в своем сердце.
Все это Петр понял уже позже, а пока его родители растили детей, их духовное воспитание правильно понималось и воспринималось не всеми окружающими. Остался в памяти случай из детства. Петр учился в пятом классе, когда к ним в дом пришли человек семь: директор школы, классный руководитель, председатель сельсовета и еще какие-то люди. Обвинить многодетных родителей было практически не в чем (дети сыты, ухожены, учатся все хорошо, поведение — примерное) но запала в детскую душу угроза: если не прекратите воспитывать детей в идеологически неверном ключе, не перестанете приобщать их к вере, заберем из семьи.
Жить в окружении не понимающих тебя людей не просто, и верующие люди стремились найти себе единомышленников. Чаще всего они селились рядом с монастырями – очагами духовности. Переехала в Печоры и многодетная семья Нетреба. Ближе к монастырю – оплоту православия, ближе друг к другу, ближе к вере…

Печоры

К этому времени Петр уже закончил обучение в школе и до службы в армии работал на заводе. По окончании службы армейской вернулся с полной уверенностью посвятить дальнейшую жизнь службе церковной. Решение было не скоропалительное. Оно зрело вместе с духовным становлением Петра, а близость монастыря лишь укрепляла веру в правильность выбранного пути. Кроме как к заводу и монастырю – других дорог Петр не знал. Ежевечернее посещение монастыря, молитвы, песнопения, послушание, в воскресные дни помощь в трапезной…

Однако, привлекала его сюда не только и не столько красота монастырских строений и убранств – это временное и проходящее, к этому быстро привыкаешь. Притягивало духовное, внутреннее состояние, когда незримо и непередаваемо, внешне неощутимо благодать Божья наполняет сердце и душу. Наполняется такой благодатью человек, а до конца наполниться не может, ибо это процесс нескончаемый. Вот поэтому и тянет людей в такие удивительные, святые, намоленные места.
Был единственный выбор – между путем монашеским и путем белого духовенства. Выбрал жизнь в миру, тем более, что уже встретил будущую матушку Марину, семья которой также переехала в Печоры из Сибири по зову души.

о.Петр с супругой — Мариной Нетреба

Для молодого человека, который решил посвятить себя служению в церкви, необходимо получить духовное образование. Но, поскольку Петр воспитывался при монастыре, ежедневно посещал богослужения и имел некоторые базовые знания, то ему была дана рекомендация наместником монастыря архимандритом Гавриилом владыке митрополиту Иоану на рукоположение. Отец Петр поступил на заочный сектор обучения в Московскую духовную семинарию, был рукоположен во дьяконы и направлен в город Опочку. Через четыре с половиной года по просьбе себежан он принял на себя миссию помощи в строительстве и открытии Храма Святой Троицы в Себеже. Возрождение храма проходило непросто, ведь на его месте были руины, и о.Петру пришлось восстанавливать его собственными руками в прямом и переносном смысле.

храм Святой Троицы г.Себеж до восстановления

храм Святой Троицы г.Себеж после ремонта и реставрации

Двадцать шесть лет о. Петр служил в Свято-Троицком Храме в Себеже и вот уже три года, как несет службу настоятеля в Храме Святой Троицы в Невеле.
Должность настоятеля многогранна и очень ответственна, ведь это и духовное руководство верующими, и руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей, и наблюдение за состоянием храма и многое другое. Усердие, с коим несет свою службу о.Петр высоко ценится не только прихожанами. Мирские люди также видят, что в храме ведется большая хозяйственная работа, и это не просто локальные переделки и доработки. Работы охватывают все новые и новые участки и масштабы этой деятельности таковы, что впору назвать ее реконструкцией. Первый год своего служения в Храме Святой Троицы в Невеле о.Петр посвятил восстановлению здания воскресной школы. До этого занятия проводились на колокольне, где не было необходимых условий. Затем в храм и в обновленную воскресную школу был проведен газ. Дело оказалось дорогостоящим и трудоемким, но с Божьей помощью все удалось. Также было обустроено ведомственное жилье для священнослужителя и приемная владыки Сергия. В Храме сейчас ведутся работы и по изменению его внутреннего облика: поменялось местоположение иконостаса, заменены напольные киоты, ведется настенная и потолочная роспись в первой части храма. Чтобы еще значимее обозначить сам храм, на кладбище были выпилены старые деревья, заполонившие территорию погоста кустарники, убран мусор, разбиты клумбы…Люди, которые бывают в этом храме редко, каждый раз отмечают, что в нем появилось что-то новое и это дает ощущение движения, жизни, праздника, новизны.
Но не только хозяйственная деятельность развернута в Храме Святой Троицы. С недавних пор невельчане могут видеть и участвовать в Крестных ходах, которые совершаются к почитаемым местам, как, например, к месту, где когда-то был Преображенский монастырь и Храм преподобного Нила Столобенского. Крестным ходом идут невельчане и к «иордани» в Крещение Господне. Святая молитва, освящение святой водой, песнопения, дух единения испокон века не только воодушевляет народ, но и освящает стихию вокруг, тем самым притягивая людей. Наверное поэтому с каждым разом все больше желающих участвовать в шествиях. Уже третий год подряд необычно и торжественно в Невеле отмечается праздник СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ, приуроченный к дню памяти двух удивительных русских святых – благоверных князя Петра и Февронии Муромских – православных покровителей семьи и брака. Звон колоколов, специально привозимых по торжественному случаю, молебен, концерт, организованный храмом Святой Троицы, церковные песнопения в исполнении сводного хора Кафедрального собора г.Невеля привлекает немало народа. Такие молебны, акафисты, которые служатся вне Храма, когда не люди идут в церковь, а церковь сама делает шаг навстречу человеку, получила одобрение жизнью в Себеже. Эту традицию о.Петр перенес на Невельщину и люди, которые внутренне пока еще не готовы переступить порог Храма, обращаются к нему со словами благодарности. Однако сам о.Петр считает, что делается не так много, как ему хотелось бы. В планах: внешняя покраска Храма, дабы придать ему еще большее величие, продолжить роспись внутри, закончить ремонт сторожки… С Божьей помощью и с помощью неравнодушных людей дела продвигаются и о.Петр искренне благодарит всех за поддержку.
О невельчанах настоятель Храма говорит с особой теплотой. Ему нравится в наших людях добродушие и открытость. Но есть моменты, которые ему сложно понять. Ведь все познается в сравнении и внешний облик Невеля, его неубранность по сравнению с Себежем, неприятно удивляет. И дело здесь не в администрации города и района. Зачастую, сами люди мало уделяют внимания внешнему облику своего жилья, не пытаются облагородить место своего проживания. Об этом о.Петр говорит в своих проповедях, как говорит и о пороках, которые присуще человеку и которые нужно искоренять, растолковывает, казалось бы, простые, но такие важные истины. Нужно стремиться жить праведно, по законам Божьим только тогда человек может стать личностью. Без Бога в душе, люди превращаются в толпу. Ведь это Дух творит себе форму, и только через внутреннее состояние наше состояние внешнее может прийти в норму.
Н. Жильцова.

(584)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели